Скачать новые фильмы и новинки кино 2011 - 2012 года
Главная » Статьи » Мои статьи

Жанры кино: Мюзикл Александр Минаев 15 августа 2005 Тот, кто с песней Кино творит чудеса, экран делает достоверной какую угодн
Жанры кино: Мюзикл

Александр Минаев
15 августа 2005

Тот, кто с песней
Кино творит чудеса, экран делает достоверной какую угодно выдумку и условность. Ну, в самом деле – с какой стати герои этого фильма вдруг запели посреди улицы, не обращая внимания на прохожих. И этого мало, вот они уже танцуют, отбивая чечетку на лестнице и вместе с ними пускается в пляс весь квартал. Может быть это фильм о городе чокнутых? Нет, это киномюзикл – жанр, которому, в силу его условности и обособленности не раз предрекали кончину. Однако в начале XXI века странное создание не только живо, но бодро и весело...

История с географией
Как и классический вестерн, мюзикл возник в США, здесь создана и его традиция и лучшие его образцы Это точно установлено летописцами Голливуда, где мюзиклом называют особый вид музыкального фильма, стилистика которого сформировалась на театральных подмостках. Киножанр, родился, как отклик на неистребимую любовь зрителя к музыке, танцу и ярким развлечениям. Однако, несмотря на очевидную легкомысленность, у мюзикла древние и весьма уважаемые предки.

В Европе ХVIII века были крайне популярны комедийно музыкальные спектакли. Им предшествовали комические зрелища, представляемые бродячими актерами Тексты исполнялись под мотив популярных баллад. Такие представления получили названия балладной оперы.

В ХVIII веке возникла традиция комедийной пьесы в которой было много песен. Именно эта разновидность музыкального театрального действа была завезена из Англии в североамериканские колонии.

Первыми центрами зрелищной культуры были южные штаты США. Англичане-пуритане доминировавшие на Северо-востоке были более нетерпимы к театру, особенно к музыкальному театру. Прибывающие из Европы артисты на Юге находили более теплый прием не только по климатическим причинам.

Народные песни белых и черных переселенцев сплавились в жанре балладной оперы. Она пустила корни в Новом Свете, стала частью городского фольклора.

Другая форма молодого американского театра - "МИНСТРЕЛ-ШОУ" – представление менестрелей. Белые актеры гримировались под выходцев из Африки и в париках исполняли негритянские песни. В музыкальном театре менестрелей сложились ранние элементы джаза. Здесь прошел актерскую школу Эл Джолсон – первая звезда американского киномюзикла.

В середине XIX века из Италии во Францию попала ЭКСТРАВАГАНЦА – спектакль, насыщенный фантастическими и мелодраматическими эффектами. Здесь были и песни и танцы, и цирковые трюки.

БУРЛЕСК – пародия на какую-нибудь известную пьесу был в ходу в Англии XVII-XVIII веков. Этот вид драматургии отличается остротой постановки современных проблем, гротеском, сатирой.

И Бурлеск и РЕВЮ - чисто французское зрелище с танцующими девицами проникают на американскую почву. В этом не последнюю роль сыграл мистер Флоренс Зигфельд – театральный менеджер и режиссер с Бродвея, в 1906 году живший некоторое время в Париже.

ВОДЕВИЛЬ (театр варьете) на исходе XIX века был очень популярен в США. Он опирался на традицию английского мюзик-холла, который возник в начале XIX века и был связан (как и французское ревю) с миром ресторанов и кафе. Мюзик-холл был средством развлечения жующей и пьющей публики.

Ревю и водевиль зрелища-близнецы, каскад словесных, музыкальных, танцевальных, акробатических номеров. Действие, как таковое здесь отсутствует. Есть тематическое единство, единство стиля и драйв.

Флоренс Зигфельд привез ревю в США. Он создал шоу "Сумасбродства Зигфельда" и с 1907 по 1931-ый почти каждый год давал в Нью-Йорке новое представление. Постановщики ревю умело объединяли разнородные элементы музыкального театра, в который все сильнее вторгалась стихия американского джаза.

ДЖАЗ – как музыкальная форма появился в XIX веке. Он возник на основе музыки разных народов населявших американский континент. Это в первую очередь английские и французские песни, элементы испанской и латино-американской музыки, военные марши, церковные песнопения. Основной вклад в развитие ритмической составляющей джаза внесли негритянские певцы и музыканты. Сущность джаза в интонациях, ритме и тембровых средствах, которые невозможно зафиксировать в нотной записи. Стихия джаза – импровизация, одно из условий которой- внутренняя свобода и высокая исполнительская техника. Джаз и кантри стали питательной средой всех позднейших музыкальных течений Запада.

Сначала они учились
В первой трети ХХ века элементы европейской музыкально-театральной культуры окончательно соединились на американской сцене в новое целое, которое вскоре назовут мюзиклом. Исключительное чувство ритма, присущее джазовым музыкантам, работавшим на Бродвее придало мюзиклу его характер и энергию, захватывающую зрителя, привычного к статике европейской оперетты.

Уступая оперетте в активности использования вокала мюзикл больший акцент делает на пластических средствах – танце и пантомиме.

Хореограф в мюзикле сопостановщик, второй режиссер. От актера требуется не только драматическое мастерство но и вокально-танцевальная школа. Причем исполнитель доллжен не столько пропеть сколько выразительно и ритмично проговорить свою партию. Вокальные данные важны но не настолько, насколько внутренняя музыкальность. Для мюзикла не требуется сильный, поставленный голос. Его звучание сразу создаст впечатление неправды, как тот самый "рояль в кустах". Мюзиклу нужны актеры-универсалы – естественные в пении и танце точно так же как и в обычном сценическом диалоге. Это качество должно быть присуще не только звездам, но и всему ансамбю исполнителей. Необычайная популярность мюзикла в америке дала толчок возникновению множества больших и маленьких танцевальных школ, посещая которые, акеры вкалывали до седьмого пота. Те, кто видел фильмы "Оставаться живым" и "Кордебалет" помнят атмосферу жесткой конкуренции, в которую попадают кандидаты, желающие участвовать в музыкальной постановке.

Не ария, а песенка
Оперетта по музыкальной форме и конструкции (увертюра, лейтмотив, арии) тяготеет к опере,.где главное вокал, музыкальная партитура. Мюзикл более драматургическое зрелище, театральное по своей природе. Музыка здесь только одно из средств,наряду с хореографией и постановочными эффектами Если в опере и оперетте арии иногда останавливают неспешный ход сюжета, то в мюзикле пение связывает отдельные сцены- это не вставка а часть действия. И в песнях и в хореографических номерах раскрываются характеры персонажей.

Мюзикл обращается к зрителям на языке современной эстрадно танцевальной музыки. В нем мало сложных вокальных партий, он тяготеет к песенной форме – более простой и демократичной. В этом один из секретов его популярности. Мюзикл близок к городскому фольклору. Большинство его мелодии "попадают" в ритм прогулочного шага. Хореография многих фильмов эпохи расцвета Голливуда строится на технике чечетки и других элементов народного танца. Герои американского мюзикла поют по ходу действия, и буквально на ходу, иногда аккомпанируя себе дробью стэпа, а мелодии легко запоминаются и воспроизводятся..

Нет слов
Вспомним что музыка в кино появилась несколько раньше диалогов. В начале немые картины показывали в музыкальном сопровождении – во время сеанса экрану аккомпанировал пианист-тапер. В 1926 года компания "Уорнер Бразерс" основала корпорацию "Витафон". Ее целью было производство звукового кино. Шестого апреля в "Уорнер-театре" были показаны несколько коротких фильмов с участием Нью- Йоркского филармонического оркестра и некоторых знаменитых певцов. Затем демонстрировалась картина "Дон Жуан". Реплики исполнителя главной роли Джона Бэрримора никто не услышал, зато звучал симфонический оркестр и в сценах дуэлей, звенели шпаги. Мелодии и песни были записаны с помощью устройства, не способного обеспечить синхронность, но это был уже маленький шаг вперед. Полузвуковые фильмы были встречены публикой с энтузиазмом, стимулировавшим движение вперед. Как только кино обрело звук, мюзикл властно заявил о своих правах на любовь широкой публики. Он шагнул на экран и очень скоро завоевал его – миллионы зрителей насвистывали мелодии, прозвучавшие с экрана, а юноши впервые объяснялись в любви стилем, заимствованным из наивных, но остроумных кино-диалогов.

В тему
Киномюзикл 30х годов представлял собой экранизацию бродвейского ревю, лирическую музыкальную комедию или мелодраму. Послевоенные образцы жанра гораздо разнообразней по сюжетам, их постановщики смело черпали темы и характеры в классической драме, мелодраме, комедии и вестерне. Эксперимент режиссера Джона Лэндиса – "Триллер" с участием Майкла Джексона показывает, что и саспенс в больших дозах мюзиклу не помеха. В постмодернистском фильме-клипе Лэндиса поют и танцуют покойники, выбравшиеся в ночь полнолуния из могил. И это смешно! Свобода жанра ограничивается отныне только мастерством и фантазией авторов.

В основу многих мюзиклов 60-х легли классические произведения корифеев мировой литературы – Шекспира, Сервантеса, Вольтера, Диккенса, Бернарда Шоу, Шолома Алейхема. В США, например, сценарии киномюзиклов не раз удостаивались именно литературно-театральных премий.

Свободу камере!
С приходом звука в кино фильмы заговорили и запели почти одновременно. Однако, первые американские мюзиклы были неуклюжими и статичными ввиду сложных условий производства. Дело в том, что звук во всем мире записывался во время съемки и расположение микрофонов ограничивало движение поющих и танцующих актеров. Оператор тоже работал, как бы, в плену громозкого ящика, в который вынуждены были прятать стрекочущую камеру, чтобы звук работающего мотора не попал на фонограмму. Внедрение способа последующего озвучания картины (по уже отснятому материалу) освободило всех и навсегда. В области мюзикла, как и во всем кинематографе был сделан существенный шаг вперед. Глаз оператора , как бы, проник внутрь действия. Не случайно Басби Беркли – хореограф и кинорежиссер, один из основоположников жанра любил повторять – "Пусть у меня танцует сама камера". Отныне киномюзикл не просто фиксировал на пленку музыкальное ревю. Постоянство точки зрения человека из партера или галерки было преодолено движением камер. Частой сменой планов и ракурсов (как и окончательным монтажом) был нащупан пульс живого танца. "Ритм фильма определяется музыкой" – говорил режиссер Эрнст Любич.

Мюзикл мужал и крепчал, открывал зрителю новые имена. Композиторы и хореографы помогали режиссерам создавать шедевры, а танцовщики и певцы становились кинозвездами.

В эпоху, именуемую "Золотым веком Голливуда", во Франции и в Германии, может быть с опозданием года на два-три, тоже создавались музыкальные картины. К этому процессу с начала 30-х годов присматривались советские спецы по развитию культуры.

...И за борт ее бросает...
В России по ряду причин ничего подобного мюзиклу в той форме в какой он возник в США народиться не могло. Ни русский музыкальный театр, ни кинематограф такого разнообразного культурного влияния не испытали. Русский кинопрокат в начале прошлого века делал первые шаги на европейский манер-сinema в Россию привез француз-прокатчик Шарль Патэ, впрочем, у него вскоре появились мощные конкуренты в лице наших фильмопроизводителей.

Интересно, что первой национальной игровой картиной стал фильм продюсера Александра Дранкова и режиссера Федора Ромашкова "Понизовая вольница" (1908), представлявший собой буквальную экранизацию народной песни про лихого Стеньку Разина, утопившего в Волге бусурманскую княжну.

На этом тесная связь нашего кино с музыкой оборвалась на годы.

После Октябрьского переворота большевики, дальновидно присвоившие кинематографу статус "важнейшего из искусств" взяли его под опеку пролеткульта, подчинили всецело идеологическим задачам.

Суровость и судьбоносность этих задач сами по себе уже определяли жанр и стиль советского кино. Романтизация образов вождей революции, героически-жертвенный пафос гражданской войны, диктовали сверхсерьезную интонацию киноповествования. Защита завоеваний советской Республики, "окруженной кольцом врагов", ударничество у станка, в шахтерском забое, на пашне, коллективная ловля шпионов и саботажников – вся эта стопудовая мифология тормозила рождение музыкального фильма.

Справедливости ради надо заметить, что не только советские , но и русские литература и искусство традиционно пересерьезнено. В силу исторических и социальных причин наши музы были дамами строгих правил. Потому произведений эпохальных, философских, трагических, глубоко драматических, едко сатирических, элегически грустных в отечественной культуре гораздо больше, чем искрящихся весельем и жизнелюбием.

Новая власть скальпелем беспощадной партийной цензуры со знанием дела отсекала от советского кинематографа элементы буржуазно-чуждого, "легкомысленного". Между тем еще Сергей Эйзенштейн интересовался природой музыкального фильма. Он размышлял о музыкальной непрерывности картины, пронизанной единым ритмом, сохраняемым средствами монтажа, даже тогда, когда музыка с экрана не звучит. Великий режиссер знал – гармошка в кадре, это еще не признак музыкального фильма. Кремлевские начальники об этом тоже догадывались. Сталин, занимавшийся вопросами культуры не меньше чем военным строительством, понимал, что музыкальные картины очень нужны – как средство пропаганды и развлечения .

Гламур ваш, идеи наши
Известно, что с середины 30-ых годов вкусы вождя формировали содержание и стиль советской литературы, театра и кинематографа. Иосифу Джугашвили нравились американские комедии и сентиментальные фильмы эпохи немого кино. В маленьком Бродяге он видел себя и, по свидетельству приближенных к Персоне, не раз пускал слезу во время просмотра очередного шедевра Чаплина. Отец народов отдавал должное и голливудским мюзиклам, и немецким музыкальным картинам. И те и другие послужили образцом для создания отечественного музыкального кино. Зачем изобретать велосипед, когда можно заимствовать чужую форму и наполнить ее своим содержанием. Советский человек все сделает лучше, если ему подсказать. Два режиссера, Эрмлер и Александров внезапно очень захотели поехать в Голливуд и посмотреть, как делается "тамошнее" кино. Сталин их отпустил. Встретил гостей – большевиков уже упомянутый Чаплин, никогда не скрывавший своих левых убеждений. Он и показал Григорию Александрову, как работает "фабрика грез", из чего кроится феерия по-американски.

Вернувшись домой, небесталанный Александров засучил рукава и с помощью композитора И. О. Дунаевского выполнил социальный заказ – в сталинском кино родился новый жанр, родилась и новая кинозвезда. Ею стала супруга режиссера – актриса Любовь Орлова. Хотя первую советскую музыкальную ленту "Гармонь" (1934) снял Игорь Савченко, основоположником считается именно Александров – как мы помним, одна гармонь не делает погоды. В том же 1934 ом выходят на экран его "Веселые ребята" , затем (после монументальной агитки "Цирк" – 1936) музыкальная комедия "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940) , после войны – "Весна": все с участием Орловой.

"Ты танцуешь? А я пою"
Картины Александрова советские по содержанию , по стилю были в той или иной степени освоением американского опыта. С одной оговоркой- в них много музыки и песен, и совсем мало танцев. Объяснение простое – у нас в те годы не было профессиональной современной хореографии и танцоров-виртуозов, которыми так богат был Голливуд 30-50х гг.

Школа музыкально-пластического актера кино отсутствовала Она и не могла возникнуть на советской почве, точно так же как в ней не могла пустить корни музыкальная культура подлинного джаза. И дело не только в том, что в Россию не завозили рабов из Африки.

У нас было много оркестров похожих на джазовые , но не в театре, а на эстраде. Они играли танцевальную музыку, джазовую по тембру и стилю, но не по духу. В советских диксилендах не в ходу была импровизация, не хватало зажигательного ритма, мелодии были простенькие . Мы не вспомним, при всем желании, ни одного крупного джазового исполнителя или певца. (Оркестр Олега Лундстрема работал тогда в Шанхае, настоящий джаз в СССР появился гораздо позже). Кажется, что эстрадные м елодии тех лет рождались недалеко от пресловутой Малой Арнаутской. Борьба большевиков за всеобщую грамотность парадоксальным образом уживалась с тотальной примитивизацией культуры. Вот причина, по которой в 30 ые годы не было спроса на современный сценический танец или настоящий джаз.

Народ всегда любил песню. Поэтому герои фильмов Александрова или Пырьева – мастера лубочной разновидности отечественного музыкального фильма ("Богатая невеста", "Кубанские казаки") – часто поют, но совсем не танцуют. Если в кино хлеборобы голосят хором – это славно, гопачок или лезгинка (как в "Пирах Валтасара") тоже здоровое проявление народного духа, а вот парные и сольные танцы – это чуждое, не советское. Наше – это незатейливая кино-оперетка про счастливое житье-бытье в советской деревне. Встреча славянки-животновода и коллеги-кавказца среди бутафорских чудес столичной сельхоз-выставки или любовь-соперничество председателей двух колхозов – образец лирических вкусов главного кинозрителя страны. Пьяный поросенок, уснувший на блюде с закуской ("Веселые ребята") – вот он, верх былых представлений о комическом (не отсюда ли – "напился, как свинья"?).

Когда надоедали балалайки, к услугам высокого начальства и прочей публики "с запросами" танцевал классический балет (помните, как в часы вечернего отдыха товарищ Саахов – откровенный шарж Гайдая и Этуша на Сталина – сосредоточенно смотрит по телевизору "Лебединое озеро"?) Как искусство "не для всех", балет почти не подвергся опошлению.

Лолита, Зита и Гита
И после победы над фашизмом на советском экране господствовала идеология. Наш человек, мол, столько всего перенес – до танцев ли ему? До музыки ли? Между тем, в США первый пик популярности мюзикла пришелся на конец двадцатых – первую половину тридцатых годов – как раз в самый разгар экономического кризиса. Легкий жанр помог людям пережить тяжелые времена.

Серьезность послевоенного отечественного кино "разбавлялась" трофейными лентами. Среди европейских и американских фильмов, обнаруженных в немецких фильмотеках, оказалось много музыкальных мелодрам и комедий, экранизаций оперетт. Наш зритель увидел "Девушку моей мечты", "Серенаду солнечной долины", "Большой вальс"," Семь невест для семи братьев", "Джордж из Динки-джаза", картины с очаровательной Диной Дурбин .

В 50-ые годы в советском прокате шли фильмы с участием аргентинской актрисы и певицы Лолиты Торрес, выдающегося американского тенора Марио Ланца, "индийского Чаплина" – поющего актера Раджа Капура.

На студиях союзных республик были поставленны музыкальные фильмы "Аршин мал алан" (1945), "Кето и Котэ" (1948), "Стрекоза" (1954), "Повесть о первой любви" (1956). Наконец, двадцатидевятилетний Эльдар Рязанов снял "Карнавальную ночь" (1956). Мелодии и песни из этих кинокартин записывались на пластинки, становились шлягерами. Казалось, лед тронулся.

В 60-70 годы в широкий прокат вышли великолепные американские и анлийские мюзиклы – "Моя прекрасная леди", "Звуки музыки", "Оливер", "Смешная девчонка", "Вестсайдская история", показывались французские ленты "Шербурские зонтики" и "Девущки из Рошфора", испанские музыкальные мелодрамы с участием Сары Монтьель и Рафаэля.В фильмах Карлоса Сауры нам открылась песенно-танцевальная культура фламенко.

На наших студиях в эти годы создавались музыкальные кино-вариации на темы сказочных сюжетов: "Айболит 66" (1967), "Король-олень" (1970), "Мама" (1977, СССР-Румыния-Франция). Тема гражданской войны нашла оригинальное воплощение в музыкально-фольклорной комедии "Бумбараш" (1972). В форме киноревю были сняты картины "Женщина, которая поет" (1979) и "Душа" (1982). Поиском в области музыкального жанра явился и "Романс о влюбленных" А. Михалкова-Кончаловского (1974), и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" В.Грамматикова (1983).

Однако, в то время, когда Брежнев смотрел в уединении любимые американские вестерны, в нашем кино продолждала доминировать героико- патриотическая тема. Высшие инстанции держали развлекательный кинематограф на полуголодном пайке. Музыкальное кино по прежнему числилось в ряду третьесортных жанров.. Дефицит отечественного продукта покрывался демонстрацией индийских мелодрам, которые трудно упрекнуть в недостатке песен и танцев. " Зита и Гита" неизменно собирали полные залы, оставляя позади оскароносные американские мюзиклы.

Есть талант - нет денег
Такое положение дел сказывалось на финансировании музыкального жанра, техническая оснащенность которого в Голливуде очень высока. Известно, что режиссер Норман Джуисон ("Скрипач на крыше") и хореограф Джером Роббинс – авторы экранизации рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда" (1973) – целый год работали с танцевальной труппой прежде чем приступить к съемкам картины. И результат такой "роскоши" виден на экране.

Нашими кино-финансистами постановка сложных вокально-хореографических номеров, требующих большого колличества репетиций, не предусматривалась вовсе. Сказывалась и привычка работать по старинке, на голом энтузиазме. Считалось, что имея главное богатство – "советского человека" – можно свернуть горы и без больших затрат. Немногим смельчакам-режиссерам приходилось сильно рисковать, творить в условиях вынужденного аскетизма, чтобы снять хорошую музыкальную картину.

Иди своей дорогой
В одной из дискусий по поводу судьбы отечественного мюзикла тогда еще молодой актер Константин Райкин говорил о том, что музыкальный, "легкий жанр" – самый трудоемкий и работать в нем надо в десять, в двадцать раз больше. Вместе с коллегами сетовал: "нет культуры подхода к мюзиклу".

В других условиях выдающийся танцовщик Владимир Шубарин стал бы мегазвездой кинематографа, а режиссеры Георгий Шенгелая ("Мелодии Верийского Квартала"), Евгений Гинзбург ("Остров погибших кораблей"), Леонид Квинихидзе ("Небесные ласточки"), Георгий Юнгвальд Хилькевич ("Ах, водевиль,водевиль"), Карен Шахназаров ("Мы из джаза") могли бы раскрутить наше музыкальное кино и может быть вывести его на мировую орбиту.

Разве это трудно было бы сделать с такими актерами, как Людмила Целиковская и Людмила Гурченко, Алексей Попов и Николай Трофимов, Лариса Голубкина и Елена Коренева, Андрей Миронов и Олег Даль, Михаил Боярский и Николай Караченнцов, Константин Райкин и Игорь Скляр. Но...

Когда в связи с выходом очередного отечественного блокбастера говорят сегодня о сокрушительном "ответе Голливуду", мне кажется, что в области музыкального кино, наш ответ опоздал намного, похоже, как в том анекдоте, навсегда. Остается одно – искать свой путь.
Категория: Мои статьи | Добавил: veraldov (04.01.2012)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0