После просмотра «Субмарины» Ричарда
Айоваде становится понятным, что одной из причин столь позднего
попадания этой британской трагикомедии на наши экраны стал как раз
вопрос идентификации этого фильма отечественным прокатчиком и
определения его целевой аудитории. В нашей стране, в которой на первый
взгляд царствует гламур и глянец, трудно представить себе подростка,
подобного Оливеру Тейту – главному герою ленты.Оливер
Тейт считает лучшим фильмом для первого свидания «Страсти Жанны д’Арк»
Карла Теодора Дрейера 1928 года, зачитывается Сэлинджером и Ницше, а
комнату свою украшает афишей «Самурая» Жана-Пьера Мельвиля с Аленом
Делоном и рисунками молодого Вуди Аллена. Наверное, отсюда и его
основные проблемы с социализацией, самоидентификацией и решением
кажущихся неразрешимыми вопросов полового созревания. Подобно своему
герою режиссер-дебютант Айоваде поместил в кадр своего фильма все
возможные атрибуты (псевдо?)интеллектуального кино на тему(ы), указанные
выше: тут и эпизоды, снятые на 8-миллиметровую пленку, и практически
непрерывный закадровый голос героя, и экзистенциальные шутки
пятнадцатилетних персонажей, и изысканный монтаж, да и вообще стройная
сюжетная структура из трех частей с прологом и эпилогом. Кроме того
из-за вырванности нашего зрителя из британского культурного контекста, у
него может возникнуть впечатление об отсутствии каких-либо временных
идентификаторов ленты (хотя утверждается, что действие разворачивается в
1986-м году, понять из чего это следует достаточно сложно). И еще: вряд
ли можно считать удачным маркетинговым ходом прокатчика упор на камео
Бена Стиллера – представляется, что этот персонаж может вызывать
симпатии у несколько другой аудитории, достаточно далеко отстоящей от
той, которой теоретически адресуется «Субмарина». Более удачен упор на
саундтрек Алекса Тернера, фронтмена группы Arctic Monkeys, хотя это
первая сольная работа Тернера и о его качествах как кинокомпозитора
судить еще рано.
И все же не хочется, чтобы у
потенциального потребителя этого продукта сложилось о нем слишком
мрачное впечатление – это не так: все то, что выше упоминалось как
недостатки с тем же успехом может быть и преимуществами;-). Все зависит
от точки зрения и степени подготовленности зрителя. А уже один только
этот факт характеризует ленту исключительно с положительной стороны.
|