«Меньше насилия и больше мультфильмов» На состоявшемся 21 ноября заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографи - Мои статьи - Мнения, Отзывы, Рецензии. - Скачать новые фильмы и новинки кино 2011
Скачать новые фильмы и новинки кино 2011 - 2012 года
Главная » Статьи » Мои статьи

«Меньше насилия и больше мультфильмов» На состоявшемся 21 ноября заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографи

«Меньше насилия и больше мультфильмов»

На состоявшемся 21 ноября заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии Владимир Путин предложил создать этический кодекс в кино и поддержать мультипликаторов.

В правительственный совет по развитию кинематографии входят отечественные продюсеры и режиссеры, в том числе Сергей Сельянов, Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук, Дмитрий Месхиев, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Константин Эрнст, а также глава Фонда кино Сергей Толстиков, ректор ВГИКа Владимир Малышев, представители правительства, Минкульта и Минфина. Альтернативный Киносоюз в совете представляют Алексей Герман-младший, Борис Хлебников, Александр Сокуров и Алексей Попогребский.

Ноябрьское заседание — третье в истории совета. Первое состоялось в ноябре 2009 года и было посвящено реформированию системы господдержки кино. Тогда в совет вошло всего четыре кинорежиссера. На втором заседании уже в расширенном составе в феврале 2011 года Путин объявил объемы финансирования кинопроизводства на текущий год и предложил удвоить количество кинотеатров в стране, а также выслушал мнения продюсеров и режиссеров о наболевших проблемах кинообразования.

Открывая заседание, Владимир Путин, являющийся по совместительству председателем совета по развитию кино, в первую очередь призвал отечественных кинематографистов задуматься о нравственной стороне вопроса и вспомнил кодекс Хейса — существовавший с 1930 по 1967 год свод правил американских кинопродюсеров и кинопрокатчиков, запрещавший показ на экране насилия, убийств, алкоголя, наркотиков, обнаженного тела и сцен страсти, а также межрасовых браков и гомосексуализма. Многие запреты кодекса Хейза сейчас кажутся предрассудками, но основная его цель остается вполне актуальной и сегодня: кино должно быть интеллектуальным развлечением, направленным на усовершенствование человека и укрепление нравственных идеалов.

Продюсерам, таким образом, предложено договориться о соблюдении неких общих правил. «На самом деле не стоит переоценивать этот кодекс, — сказал режиссер Алексей Герман-младший КиноПоиску. — Наверное, нам действительно не нужна пропаганда ксенофобии. Мне кажется, это очевидно, и мы видим на примере американского кино, что это возможно. Но и не нужна пропаганда национализма. Так что это вопрос формулировок».

«Знаете, этот кодекс создается каждый день. Создают его зрители, поэтому нужно на зрителя смотреть и чувствовать его, — говорит глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов. — Сами знаете, есть фильмы про бандитов, они были популярны одно время. Потому что это фильмы про людей, как есть фильмы про пожарных, учителей и так далее. В какой-то момент это просто перестало быть востребованным. То же самое с жестокостью в кино. Сейчас оно почти не производится, потому что продюсеры понимают, что зритель проголосует против. Происходит саморегуляция: общество через кассу кинотеатра достаточно эффективно регулирует эти нормы. Если говорить об арт-кино, то там другая парадигма. Там зрителя мало, другое целеполагание и продюсера, и режиссера. Оно заключается в сильном кинематографическом произведении, желательно с успешной фестивальной судьбой. Там этот механизм не действует, и это тоже правильно — так больше палитра. И эти фильмы приносят стране признание на международной арене. В этом году их даже два — «Елена» и «Фауст» успешно выступили на фестивалях. Это как Достоевский. Писатель мрачный вроде, но при этом главный бренд России в мире. Общество должна беспокоить пошлость, жестокость, и оно может оказывать рублем прямое воздействие».

«Хартии и кодексы необходимы, — так прокомментировал КиноПоиску продюсер, директор компании Art Pictures Дмитрий Рудовский. — Это один из важных признаков того, что коллективное сознание в данной области человеческой деятельности сформировалось и появились правила игры — что можно и что нельзя, исходя не из ГК или УК, а из более высокого уровня сознательности. Американцы отказались от этой модели, но если вспомнить, когда вводился кодекс Хейса? В сложный экономический период, когда нужны были позитивные образы, чтобы вдохнуть в нацию надежду и веру. Сегодня Россия находится в других условиях, но отрыжка 90-х в виде братковской этики в самом обществе требует от нас самих не смаковать пороки, что происходит в реальной жизни на каждом шагу, а восставать против них».

От вопросов морали перешли к материальным. Министр культуры Александр Авдеев доложил, что в ответ на «коллективное пожелание о предоставлении бюджетных субсидий» для софинансирования строительства киноцентров в средних и малых городах России министерство включило в бюджетную заявку на ближайшие три года расходы в размере 1200 млн рублей. «Сейчас вопрос находится на утверждении в Минфине», — сказал Авдеев. Там же скоро должен решиться вопрос о финансировании проекта «Киносити». Это, напомним, инициатива Федора Бондарчука, Эдуарда Пичугина и Сергея Сельянова по строительству кинотеатров в городах с населением менее 400 тысяч жителей.

Можно вспомнить, что в разговорах о положении дел в российском кино часто упоминается нехватка новых, молодых специалистов. Министерство культуры сейчас готовит филиалы ВГИКа на базе четырех техникумов — Иркутского техникума кино и телевидения, Советского кинотехникума в Калининградской области, Сергиево-Посадского киновидеотехнического колледжа и техникума кино в Ростове-на-Дону. «Таким образом, у нас с дипломом ВГИКа будут завершать высшее образование фактически в пяти высших учебных заведениях — во ВГИКе и четырех его филиалах, — пояснил Александр Авдеев. — Этим самым мы постараемся восполнить дефицит специалистов таких кадров, как сценарист, режиссер, продюсер и специалист по мультипликации».

Алексей Герман-младший не согласен с формулировкой проблемы: «Я не вижу такого дефицита. Если будет больше хороших кадров, это, конечно, хорошо. Но проблема в том, что у нас вся система не очень эффективна. Мало хороших продюсеров, но не тех, которые умеют выжимать деньги из государства. Вообще в стране есть хорошие писатели, которых можно было бы привлечь к написанию сценариев, есть хорошие молодые актеры, есть театры. Так что вопрос кадров преувеличен. Проблема не в отсутствии конкретных профессионалов, а в том, что нет микроклимата, нет соревновательной среды. Нет системы, которая позволила бы талантливому человеку пробиться, у нас ему просто некуда пойти. Так что это все не решит проблемы, это все только слова, демагогия».

Дмитрий Рудовский считает, что нужно дать возможность развиваться альтернативным видам обучения. С ним согласен Сергей Сельянов: «Видимо, идет речь о том, чтобы эти колледжи как-то подтягивать. Все-таки колледж — это другие специальности, которые тоже нужны. Но основные специалисты — режиссеры, сценаристы, художники-постановщики — это все-таки не колледж. У нас есть предложение по созданию системы дополнительного высшего образования на основе двухгодичной магистерской программы, с привлечением западных специалистов и технологий. Для тех, у кого уже есть высшее образование. Нужно ведь и педагогов воспитывать — тоже с привлечением западных специалистов, американских в первую очередь. Нам кажется, надо начинать в первую очередь со сценарных школ. Мы эту идею озвучили, чтобы были выделены дополнительные ресурсы. Мы уже провели переговоры с американскими учебными заведениями, где учились Спилберг, Лукас. Конечно, нужно развивать и существующие формы образования. Для тех, кто окончил колледж, например, по специальности „костюмер", должна быть возможность поступить дальше учиться, на художника по костюмам. А начать лучше всего со школы, где факультативно или даже в рамках обязательного курса истории давались бы знания о кино. Это важно и в гуманитарном смысле и сможет привлечь молодых людей в киноиндустрию, заинтересовать их. Наша инициатива была воспринята позитивно, сейчас мы будем работать с Минкультом, с правительством, чтобы эта строка наполнилась деньгами».

Мультипликаторам обещают выделить не только кадры, но и деньги. 500 млн рублей на финансирование производства отечественных мультфильмов министерство ожидает получить до конца года. 335 млн рублей будет перечислено в Фонд кино, а 165 млн будет потрачено на фильмы, которые «будут создаваться по линии Министерства культуры». До 2020 года власти обещают также выделить субсидии на модернизацию материально-технической базы «наиболее значимых киностудий и прежде всего киностудии „Союзмультфильм"». Владимир Путин попросил анимационные фильмы поддержать, учитывая приход телеканала Disney в российский эфир.

Большая часть заседания прошла в закрытом формате. Обсуждались состояние кинообразования, проблема соблюдения авторских прав, федеральная целевая программа «Кино России — 2012–2017», введение единого билета, состояние дел в отечественной анимации, увеличение финансирования детского и юношеского кино. По завершении мероприятия глава Фонда кино Сергей Толстиков рассказал о том, что фондом с апреля 2010 года было профинансировано 86 фильмов, выделенные кинокомпаниям средства составили 5,5 млрд рублей. Финансирование осуществлялось в соотношении 45 % государственных денег и 55 % средств от других инвесторов. Один фильм, на который существовал государственный заказ, — «Август. Восьмого» — фонд профинансировал практически целиком ввиду «социальной значимости» проекта.

Для индустрии сейчас самым актуальным из обсуждавшихся вопросов остается вопрос авторского права, считает Дмитрий Рудовский. «Ключевой вопрос нашего времени — приведение в соответствие с реальностью законодательства, регулирующего вопрос использования авторского права. Самая насущная проблема — пиратство как следствие нерешенности этого вопроса, — говорит продюсер. — Все остальные вопросы, обсуждавшиеся на совете, безусловно, тоже важны».

Сергей Сельянов рассказал КиноПоиску, что самым важным итогом считает успех системы мейджоров: «Было обсуждено большое количество вопросов, почти все киноиндустриальные вопросы были затронуты. Я бы выделил, что прошло 1,5 года с момента создания института лидеров, и можно было констатировать его эффективность. Кино дело не особо быстрое, и только сейчас начинают появляться фильмы — плоды этой реформы. Уже идет „Бой с тенью", скоро выйдет „Высоцкий", наш „Иван-царевич и Серый волк". Дело в том, что средне- и крупнобюджетных картин раньше в стране производилось одна-две в год, а в конце этого и в следующем году выйдет 10–12. Это очень существенное изменение пейзажа. Фильмы-события и являются тем, что приводит людей в кинотеатры. И здесь мы конкурируем с американскими картинами, у которых бюджет одной сопоставим с годовым бюджетом всего нашего кинопроизводства. Мы констатировали на заседании, что реформа работает, а значит имидж российского кино в глазах зрителя можно поднять, поправить, и какая-то часть нареканий к нему уйдет в прошлое. Я предложил систему лидеров распространить и на анимацию, чтобы средства, которые будут выделяться, попали в эффективные и ответственные руки. Это предложение было услышано. Одним из лидеров должен стать „Союзмультфильм", который выстраивает очень правильную политику в отношении кадров, а кадры в анимации очень важны».

«Полезного было много, но вопрос в том, что кино у нас сейчас стало похоже на сельское хозяйство в Советском Союзе. Рецептов вроде бы много, а все становится хуже, — комментирует итоги заседания Алексей Герман-младший. — Для меня очевидно, что для начала должна быть дискредитирована система мейджоров. Я убежден, что она работать не будет, потому что она душит конкуренцию. А кино — это конкуренция идей и проектов, а не доступа к бюджетным средствам. К сожалению, пока не пройдет два или два с половиной года, и это не станет понятно, ничего не изменится».
Категория: Мои статьи | Добавил: veraldov (21.12.2011)
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0