Скачать новые фильмы и новинки кино 2011 - 2012 года
Главная » Статьи » Мои статьи

Кино и музыка в России: «От стандартизации до дебилизации…» Предисловие Если начинаешь писать о положении современного российском
Кино и музыка в России:
«От стандартизации до дебилизации…»

Предисловие

Если начинаешь писать о положении современного российском искусства и культуры в экономической сфере - то о чем задумываешься в первую очередь? В чем их сегодняшняя проблема, в какой сфере деятельности ее источник и на что он влияет? Какие новые проблемы усугубляют складывающуюся ситуацию, и к чему этот замкнутый круг приводит? Существуют ли подобные проблемы и способы их решения в других сферах деятельности и странах? Итак…

Андрей Гончаров
11 апреля 2004

Во всех средствах массовой информации крайне редко затрагивается реальная подоплека проблем, сложившихся в России во всех областях существования интеллектуальной собственности. Государственные чиновники самого высокого ранга пытаются рассуждать о причинах низкого качества современного «массового» искусства и вводят новый термин: «дебилизация» населения. Но, как и прежде, остается стандартной недееспособность всех ветвей государственной власти в борьбе за соблюдение прав представителей культуры и искусства. При этом другие, не менее сильные социологические и географические факторы, удачно дополняют политику, проводимую государством в отношении произведений, создаваемых на территории России, и их авторов. Хотя сказать, что в России существует какая-либо политика соответствующих государственных структур – категорически некорректно. Административные и государственные ресурсы культуры традиционно существуют отдельно от предмета своей деятельности. Чиновники делают вид, что все процессы идут своим чередом и в будущем противоречия обязательно разрешатся, если «свыше» будет решена основная проблема – недостаток государственного финансирования. Так ли это? Может ли сегодня или в будущем российская культура стать объектом финансирования частным капиталом и будет ли потенциальному инвестору это выгодно? Чьи интересы сегодня делают своими жертвами представителей российской культуры и искусства?

Пиратство. Основные действующие лица.

Каковы отличительные признаки российского пирата? Времена маленьких подпольных производств давно прошли. Сегодняшнее понятие пиратства приобрело совершенно новые респектабельные формы, одето в дорогие пиджаки, имеет государственные лицензии и совершенно не скрывает своего размаха. Главный фактор, сыгравший свою роль в быстром развитии современного пиратского рынка носителей информации – появление единого вида носителя для любого вида аудиовизуальной информации. Предприятиям не требуется иметь большое количество разных типов оборудования. Производство носителя в формате CD (аудио-формат) и DVD (видео-формат) происходит на стандартных линиях репликации. Уже не пользуются большим спросом и в ближайшее несколько лет, скорее всего, прекратят свое существование носители в формате VHS и МС, более или менее доступные для непромышленного производства. Массовое производство компакт-дисков высокотехнологично и требует специальной предварительной подготовки. Более того. Конкуренция в этой отрасли, как и в любой другой, требует от производителя высокое качество содержания и товарного вида. Печать высоко качественной полиграфии, нанесение цветного изображения на диски, оригинальная упаковка являются прерогативой только крупных заводов-производителей. Что и сделало их основными, а правильнее сказать – единственными действующими лицами пиратского рынка. Небольшой производитель не сможет себе позволить дубляж иностранного фильма и производство меню для DVD. Но даже если таковой появится, у более крупных действующих производителей будет меньше цена и уже имеется развитая сеть сбыта, что не оставляет начинающему пирату никаких шансов на выживание. Редкий производитель не участвует в этом беспрецедентном по своей безнаказанности виде бизнеса – обворовывании музыкальных коллективов, рекордз-компаний, производителей компьютерных программ, кинокомпаний, продюсерских центров и их авторов. У некоторых предприятий производством пиратской продукции мощности загружены лишь частично. Но есть и те, у которых общий объем составляет до 90 процентов. Именно такой процент составляет наличие пиратской продукции на прилавках большинства специализированных магазинов в российских регионах. Хотя нужно отметить, что этот процент может уменьшаться или увеличиваться по мере приближения или удаления от столицы. Но и в самой столице, не смотря на относительный порядок, все не гладко. Некоторые столичные производители и дистрибьюторы являются перевалочными базами для вала производимой в регионе пиратской продукции. Обычное дело – какой-либо московский завод производит легальную продукцию для реализации на территории Москвы и пиратский тираж наименования для реализации в регионах. Или московский дистрибьютор заказал пиратский тираж в регионе для перепродажи через свою региональную дилерскую сеть. А вот еще одна злая шутка современного мира производства механических носителей. С подачи сотрудников ОРТ цена оптом на рынке лицензионных DVD составляет 1,2 доллара за штуку. Для проектов ОРТ, регулярно выпускаемых на DVD, таких как «Ночной дозор» и прочие – это реальная возможность не допустить на пиратском рынке существования контрафактной продукции и вернуть дополнительно сотни тысяч и миллионы долларов. Но для любого другого праводержателя, не способного обеспечить своему проекту такую массовую рекламу, это означает нулевой возврат из продажи проекта на DVD. Поскольку российский дистрибьютор теперь в состоянии выплатить правообладателю не более 0,4 доллара за штуку. Несложная арифметика: после реализации 10 000 DVD правообладатель получит 4 000 долларов. Для справки: еще недавно дистрибьюторы платили правообладателю отчисления в размере 2 долларов. Что тоже не очень много, но в сравнении с сегодняшней ситуацией кажется настоящей сказкой. Иными словами, даже самая минимальная сегодняшняя рекламная кампания российского фильма без кинопроката будет превышать возврат средств из рынка механических носителей. Того рынка, на котором в других странах правообладатель в подобном случае зарабатывает сотни тысяч долларов. И на котором часть общества, имеющая отношение к производству культурно-массовых ценностей, не только в состоянии полноценно трудиться и зарабатывать, но и создавать большое количество произведений искусства. Внося свой вклад в развитие современной мировой культуры. Пиратской продукции на российском рынке пока становится меньше благодаря мерам, принимаемым руководством канала ОРТ. Но они проводят мероприятия лишь в отношении защиты собственных проектов. Другие крупные производители кинобизнеса пока еще не высказывают свое мнение заводам-производителям механических носителей. Надолго ли тишина?

Будут ли бездействовать заинтересованные лица?

Возрождающиеся производители российского кино, вдохновленные громогласным успехом проектов ОРТ, начинают верить не только в целесообразность строительства сотен, а в некоторой перспективе тысяч новых кинотеатров, но и в производство новых российских кинокартин. Основные действующие лица будущего кинобума известны. В первую очередь, государство. Суммы для поддержки российского производителя выделяются немаленькие. Но вместо каких-либо решительных и компетентных действий в области контроля производства механических носителей информации чиновники ограничиваются содержанием собственного аппарата и банальным перераспределением отпущенных госбюджетом ресурсов. Так, на поддержку некоторых анимационных проектов выделяется 6 000 долларов за минуту. Однако это не мешает всем российским анимационным фильмам в прокате добросовестно проваливаться. С художественными фильмами проще. О размерах выделяемой помощи и объектах помощи знают только ограниченный круг «посвященных» и аудитория у подобных проектов может оказаться не шире. В результате чего является жизнеспособным фактически лишь коммерческое кино. Компания «Централ Партнер Шип» заявляет на своем сайте о намерении потратить в 2005 году более 30 миллионов долларов на производство кинофильмов. Другие российские компании так же начинают производство проектов с бюджетом, превышающим сумму в 10 миллионов долларов. Рано или поздно процесс застоя в производстве российского кино должен был закончиться. Но логичен новый вопрос на повестке дня. Ограничатся ли кинокомпании сборами в кинотеатрах или захотят возвращать свои средства еще и из рынка механических носителей? И сколько времени они будут разрабатывать методику влияния на производителей пиратской продукции? Ведь далеко не во всех компаниях работают люди, реально представляющие масштаб и проблематику сегодняшнего российского рынка носителей. Пока и ОРТ, и другие пытаются в частном порядке воздействовать на отдельные заводы. Причем, не всегда успешно. Не смотря на проверки, и визиты правоохранительных органов предприятия продолжают работать. Причем от месяца к месяцу объем выпускаемой ими продукции лишь увеличивается. Мало кому известно, что сегодня данный вид промышленного тиражирования пиратской продукции переживает настоящий бум. Настоящий сюрприз сегодняшнего положения дел в области продаж интеллектуальных программ – монополизация рынка подешевевших лицензионных DVD дистрибьюторами музыкальных программ. Нынешние рекордз-компании перенаправляют свои активы в покупку дешевых прав на зарубежные фильмы не первой свежести и их выпуск на российский рынок. Это естественно, ведь создавать собственный продукт они не умеют или это им кажется невыгодным. Почти все российские так называемые «рекордз-компании» существуют при заводах-производителях или в прямой зависимости от них. Завод обеспечивает лишь сбыт своей продукции, создавая собственную продюсерско-дистрибьюционную компанию, в его планы не входит создание самого творческого продукта. В случае ориентировки завода на выпуск преимущественно пиратской продукции, такая компания при нем автоматически занимается продажей не только лицензионной, но и контрафактной продукции. Но все российские рекордз-компании, так или иначе, экономически связаны с заводами. Таким образом, рынок сбыта лицензионных DVD на сегодняшний день находится полностью под влиянием все тех же выше упомянутых заводов-производителей, ориентированных преимущественно на выпуск контрафактной продукции. А это значит, что нынешние представители рекордз-бизнеса, за редким исключением, почти выбыли из процесса легализации рынка механических носителей. А многие из них в нем и не находились. И замалчивая происходящие процессы, стоят на пути развития позитивных экономических и законодательных процессов в сфере искусства и культуры. Потакая бездействию госаппарата. Таким образом, счет 3 : 1 не в пользу культурного процесса. Из четырех потенциально заинтересованных в выводе российского рынка интеллектуальной собственности из «теневой» сферы субъектов трое: государство, музыкальный бизнес и заводы-производители оказались вне игры. Захотят ли кинокомпании изменить существующее положение дел? И если захотят – будет ли найден ими соответствующий эффективный метод?

Метод

Все гениальное, как гласит пословица, просто. В самой причине быстрого становления в промышленных масштабах российского пиратского бизнеса скрыт секрет его гибели. Если центрами производства «контрафакта» стало ограниченное количество официально существующих предприятий по производству механических носителей – можно в законодательном порядке ввести дополнительную форму контроля государства за производством и реализацией их продукции. Упомянутая в начале универсализация носителей информации на DVD и CD позволяет государству легко контролировать процесс производства на ограниченном количестве предприятий-производителей. Важно, чтобы государство захотело это сделать. И захотев, разработало эффективный способ этого контроля. Требования к этому способу простые: он должен обеспечить защиту прав создателей интеллектуальной программы и контроль количества произведенных носителей. Пока изобретение этого «ноу-хау» меньше всего заботит тружеников госаппарата. Хотя самый простой выход – введение контрольной (или акцизной) марки предельно надежен и результативен. Это означает, что в момент реализации каждый носитель в формате DVD и CD должен быть оснащен этой маркой, а сами предприятия-производители должны принимать заказ на тиражирование только при наличии документа, подтверждающего факт регистрации программы заказчиком в соответствующем госучреждении. А для гарантированного соблюдения всех требований закона на каждом предприятии может находиться представитель этого госучреждения. Марка должна располагаться на вкладыше или упаковке носителя, чтобы не нанести вред источнику информации. Главная проблема в случае введения марки – обеспечение процесса быстрой регистрации программ во всех регионах страны и способов ее получения. Далее представители соответствующих правоохранительных структур наблюдают за наличием этой марки на всех носителях во всех российских магазинах. Заводя уголовные дела за их отсутствие и подделку так же, как они это делают в случаях установленной реализации поддельного алкоголя или контрабандных табачных изделий. Казалось бы, что проще? И если способ торжества морали над пороком столь очевиден, почему проблема не решена?

Торжество бессилия над топографическим кретинизмом.

Существующий вариант российского законодательства предусматривает ответственность за нарушение авторских прав. Но ни законодатели, ни представители министерства культуры не представляют – почему в России все не так просто, как у других. А причин немало. Первые отечественные рекордз-компании начали появляться в 1992-93 году. Кризис 1998 года существенно лишил их заработанных активов и в два-три раза затормозил темп развития. Некоторые фактически прекратили свою деятельность. Не состоялись по разным причинам планы медиа-магнатов Владимира Гусинского и Сергея Лисовского развития кинорынка и быстрого строительства сетей кинотеатров. «Замечательный» памятник их намерениям - крупнейший кинотеатр страны «Октябрь» на Новом Арбате, в данный момент по-прежнему закрыт из-за судебных разбирательств между собственниками. Но новые действующие лица начинали свое путешествие по бескрайним просторам культурного сектора России. Телевидение успешно заполнило сериалами нишу временно почившего кинематографа. Именно масштаб занимаемого Россией пространства стал вторым по значимости определяющим фактором в скорости экономического развития культурного телевизионного сектора. Главная область, являющаяся на сегодняшний день потребителем и способом «внедрения» в массы творческих достижений в России – телевидение. Каналов, имеющих значительный охват территории всего несколько. Зарабатывая деньги на показе рекламы, они заинтересованы в недорогом заполнении своего эфира. В условиях жесткой конкуренции, при наличии в России не десяти а, например, пятидесяти телекомпаний, все они вынуждены были бы сражаться за зрителя. Что было бы возможно лишь при качественном повышении культурного уровня заполнения эфира. Но жесткой конкуренции нет, а количество рекламодателей увеличивается. Растет охват территории одних и тех же участников телеэфира. Результат – налицо. Засилье дешевых сериалов и покупка прав на старое импортное кино. Интересные передачи и постановки существуют лишь на ОРТ и изредка мелькают на НТВ. Странно, но еще реже балует потребителя качественным продуктом ориентированный на среднестатистического российского зрителя РТР. Наполнение общеизвестных музыкальных каналов поражает своей безыдейностью и беспринципностью. И очень интересно будет наблюдать дальнейшую судьбу участников «фабрики звезд» ОРТ. Может быть, время позволит определить, имела ли эта беспрецедентная акция национального канала культурное значение, в отрыве от значения экономического. До появления на огромной территории России разнообразия развитых сетей телевизионного вещания еще многие годы и до того момента, к сожалению, российское телевидение предпочитает оставаться апологетом дешевого импортного и бездарного собственного культурного продукта. За очень редким исключением. И в этом сегменте рынка представителям российской культуры искать поддержку очень затруднительно. А исключения, демонстрируемые ОРТ, лишь подтверждают это правило, выполняемое менее значимыми каналами.

Все тот же географический фактор сдерживал долгое время развитие российского кинематографа. Должно пройти несколько лет, чтобы появившиеся кинопрокатные компании достроили достаточное количество кинотеатров на территории России для появления полноценных кассовых сборов. Но при достижении необходимого минимума, этот же фактор явится бесценным ресурсом. Еще в течение пяти-семи лет сеть новых кинотеатров будет активно расти. Увеличивая кассовые сборы, создавая благоприятную ситуацию для инвестиций в производство большого количества национальных кинокартин и создавая десятки тысяч рабочих мест для представителей творческих профессий.

В музыкальном бизнесе географический фактор так же значим, как и в приведенных выше ситуациях. Удаленные от столицы заводы-производители стараются не допустить появление на контролируемой ими территории конкурентов. Причем в качестве конкурентов они рассматривают лишь других производителей контрафактной продукции. С этой целью цена выпускаемой контрафактной продукции предельно низка. Это абсолютно исключает появление на огромных российских просторах более дорогого лицензионного продукта. Как следствие, исполнители и компании, выпускающие их альбомы, лишены возможности рекламировать свой продукт. Возвращать свои законные средства и снова инвестировать их в производство новой музыкальной продукции. Известны случаи в современном мире производителей музыкальной продукции, когда одно предприятие контролирует цену пиратской продукции четвертой части территории России. Не позволяя тем самым самим авторам и правообладателям получать законные авторские сборы с десятков миллионов носителей на огромной территории. Наличие подобной ситуации и бездействие чиновников государственного масштаба вряд ли возможно в других странах мира.

Что за беда – низкая цена?

Сегодня недорогой лицензионный DVD, так же как и пиратский, можно приобрести по цене от 80 до 150 рублей. За что не платит осчастливленный потребитель при их покупке? Не оплачиваются творческий труд: актера, режиссера, сценариста, композитора, продюсера, оператора, компании-производителя и штата технического, но не менее творческого персонала. По такой же цене продаются компакт-диски с записью музыкальных альбомов. Только в этом случае список пострадавших короче: исполнитель, автор текста, автор музыки, продюсирующая компания. Казалось бы – доступность продукта благодаря низкой цене должна вызывать симпатии покупателя? Но велик ли выбор у среднестатистического российского покупателя? Фильмы иностранных компаний, давно вышедшие в прокат. Пиратские копии современных американских блокбастеров. Пиратские копии старых фильмов российских режиссеров. Единицы наименований популярного национального кино. Компакт-диски ограниченного количества известных в России зарубежных исполнителей. Компакт-диски исполнителей, ставших популярными еще в советский период. Компакт-диски вала продюсерско-форматного музыкального продукта с большим рекламным бюджетом и сомнительным музыкальным качеством. Кажущееся «богатство» выбора вводит в заблуждение лишь самую неискушенную покупательскую аудиторию в возрасте от 10 до 25 лет. Именно на нее, благодаря бездействию государства, приходится основной удар предлагаемого рекламой культурного импортного продукта и прием понижения цены. Взамен последовательно получаем процесс так называемой «дебилизации», незащищенность творческого сословия представителей культуры, уничтожение легального сектора экономики, подмену культурных ценностей, расцвет «теневых» производителей и их диктатуру на рынке создания псевдо-культурного продукта. Стоит ли того невнимательность современной российской законодательной и исполнительной власти? Вряд ли какое-либо оправдание может существовать вообще. Особенно в случае существования простого и эффективного способа решения этой проблемы и усугубляющихся последствий в экономике культурного сектора.
Категория: Мои статьи | Добавил: veraldov (04.01.2012)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0