Скачать новые фильмы и новинки кино 2011 - 2012 года
Главная » Статьи » Мои статьи

Фильм "Чапаев" - это не просто классика советского кинематографа, но еще и одна из тех картин, что сформировали весь современный киноязык, п
Фильм "Чапаев" - это не просто классика советского кинематографа, но еще и одна из тех картин, что сформировали весь современный киноязык, поэтому попытки анализа этой ленты всегда актуальны.

Психическая атака
Для современного зрителя сцена "психической атаки" из Чапаева выглядит несколько странно. Не сама по себе, а с моральной точки зрения. Вот "белые" идут на пулемет, вот их из этого пулемета убивают... Разве герой нашей страны может находиться за пулеметом? Это же мы закидыватели трупами, это наши солдаты воевали одной винтовкой на десятерых против немцев на танках (я говорю о мифологии, а не о куда более сложной реальности). Особая Русская Доблесть ™ состоит не в том, чтобы обзавестись пулеметом и расположиться на выгодной позиции, а в том, чтобы этот пулемет закрыть грудью. За неимением гранаты или, что куда лучше, мортиры (или какой другой пригодной для уничтожения ДОТа пушки). Причем Васильевы это чувствовали, и желающие могут отыскать "Чапаева" и оценить, как эта сцена подталкивает зрителей в сторону "красных", прикрывая при этом то, что у "белых" только штыки, а у "красных" - пулемет и гранаты.
Однако есть нюанс, которого мы сейчас не чувствуем. Офицеры царской армии, дворяне и прочая "интеллигенция" не были просто людьми, жившими в России. Царский режим был строго иерархичен, и в его системе "высшие" были высшими не только по статусу, но и по восприятию низшими. Это были лучшие люди просто по факту своего рождения и воспитания. Лучшие фундаментально, во всех отношениях. Кроме, конечно, сноровки к ручному труду. А уж в армии все это возводилось в квадрат. Офицеры могли смотреть на низшие чины только сверху вниз. И низшие чины это, конечно, чувствовали. Особенно когда иерархическая система пошла трещинами.
В конечном счете, именно это и использовала советская власть, когда оперлась на матросов и солдат. На тех, у кого за спиной были столетия крепостных унижений (семейные истории в России хорошо помнили - мой дедушка, родившийся в 1910-м, кое-что из них рассказывал. Даже после того как впал в глубокий маразм) и годы личных унижений в армии и на флоте. Им не нужно было объяснять, почему нужно взять кувалду и разнести голову капитану и старпому. Кто-то мог сочувствовать конкретному офицеру, но общая эмоция была ясна всем.
И именно об этом "Чапаев". Вот растрепанная, кое-как одетая Анка - "простая крестьянка", в царской иерархии где-то на уровне плесени. Даже не сельский мужик, имеющий право голоса на сходе и право на земельный надел. Но советская власть дала ей оружие и уверенность в себе. Теперь она может обращать в бегство всех этих богов и полубогов в белых мундирах. Раньше она на них даже особенно глаза поднять не могла. И суть "психической атаки" именно в этом - "Мы лучше вас, мы круче вас, мы важнее вас. Мы - ваши хозяева. Нам не нужно оружие, чтобы вас подчинять. К ноге!". В конечном счете, на ту же тему и подзабытый чапаевский сюжет, от которого в народной памяти осталась только фраза "Митька-брат помирает, ухи просит". Офицер к денщику может относиться лучше или хуже, но между ними все-таки пропасть. И в конечном счете денщик для офицера - быдло. А вот для красного командира денщик Петька - друг. Который смотрит на Чапаева снизу вверх не потому, что тот выше по рождению, а потому, что тот шибко умный.
Категория: Мои статьи | Добавил: veraldov (04.01.2012)
Просмотров: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0